Образ Богородицы в древнерусском искусстве

 

Язык иконы

Основные этапы работы иконописца над иконой

Школы: новгородская, московская, псковская

Формирование канона изображения Богородицы

Типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве

Художественный анализ Богородичных икон

Основные этапы работы иконописца над иконой

Каждая икона состоит из четырех основных частей — слоев. Первый слой — щит из деревянной доски (или кусок холста) — является ее основой. Второй слой — грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой — живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии или на искусственной — казеиново-масляной или поливинилацетатной. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).
Сообразно с этим работа над иконой подразделяется на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление ее олифой.

Выбор основы и ее обработка
Доска для иконы готовится из таких пород дерева, как липа, сосна, ель, ольха, лиственница (в северных районах России), пихта, кипарис, бук (в южных районах). Предпочтение надо отдать кипарису, липе и ольхе.
Доска, предназначенная для иконы, должна быть из хорошо высушенного дерева. В цельной или склеенной из нескольких частей доске, с целью предохранения ее от покоробления, в тыльной стороне, поперек древесного волокна, делаются расширяющиеся в глубь доски прорезы, в которые вставляются шпонки — узкие дощечки, сделанные по форме паза и приготовленные из более крепкого дерева, чем сама доска (например, из дуба).


На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляется нетронутой рама, или поле. Углубленная часть доски называется «ковчегом» или «корытом»; уступ, образуемый ковчегом, носит название «лузги». Встречаются иконные доски, вынутые с лицевой стороны два раза, то есть имеющие двойной ковчег. Глубина ковчега для икон небольших размеров должна быть около 2–2,5 мм и не более 3–4 мм для крупных досок.
Картину, для цельности впечатления, вставляют в раму, отделяя ее таким образом от окружающего и направляя внимание зрителя в мир, открывающийся на холсте за рамой, как бы за окном. В иконе роль рамы исполняют поля.

Подготовка доски к грунтовке
Подготовка доски к грунтовке заключается в следующем. Если доска очень гладкая, ее лицевую сторону следует процарапать. Это делается для того, чтобы паволока, а с ней и грунт держались крепче.
Для дальнейшей обработки доски под левкас необходим прежде всего клей. Жидким клеем проклеивается доска, более густым клеем приклеиваться паволока (ткань). Клей обычно используют: столярный, рыбий или желатин.
Приступая к работе над грунтом, в первую очередь необходимо приготовить клей. Готовый клей наносится очень горячим широкой кистью (щетинкой) по лицевой поверхности. После проклейки доску необходимо хорошо просушить. На проклеенную доску можно накладывать и сухую паволоку, особенно если это тонкая марля. После этого приступают к наложению грунта.

Процесс наложения грунта на доску
Грунт (левкас) изготавливается и наносится на подготовленную доску следующим образом. В горячий раствор клея высыпается просеянный мел и тщательно перемешивается до получения однородной массы. Грунт наносится слоями.

Слои грунта должны быть очень тонкими. Чем тоньше слои левкаса, тем меньше возможностей грунту растрескаться. Первый более жидкий слой левкаса «побелка» наносится кистью.

Заравнивание грунта
Окончательно залевкашенную и хорошо просушенную доску следует заровнять. Для этого используется наждачная бумага.

Рисунок
Когда поверхность левкаса готова, приступают к нанесению рисунка. Для этого существуют разные способы. В древности мастера-иконописцы моглы «знаменить» (то есть набрасывать) рисунок сразу углем на доске. Менее опытные художники использовали готовые прориси, которые переводили на доску специальными способами: «на отлип», «на припорх». Современные иконописцы обычно создают рисунок на бумаге, делают с него ксерокопию и «передавливают» ее на доску, используя порошковый пигмент.

Подлинники
Для всякого иконописца важен вопрос, как писать изображение того или другого святого. Вопрос этот разрешает так называемый Лицевой подлинник.

Подлинник, Образчик, Персональник — названия книги правил изображения святых для иконописца. В книге приводятся рисунки с характерными для каждого святого чертами и внешним видом, сообщаются также кратко цвета одежд. Существуют Строгановский подлинник, Большаковский, Сийский, Гурьяновский и другие.

Золочение
Если некоторые части иконы: фон, нимбы, оплечья, поручи и другие детали — предполагается позолотить, то это необходимо выполнить до нанесения красочного слоя. Для позолоты фонов, нимбов и других деталей иконы требуется так называемое «сусальное золото» — «желтое» или «червонное».
Есть разные способы золочения: на лак «мардан», «на полимент». В настоящее время появились специальные составы. В любом случае эта работа требует большой тщательности и навыка.

Красочный слой
После нанесения на грунт прориси, золочения нимбов или фона процесс написания иконы разделяется на несколько последовательных этапов:
1) раскрытие иконы (закладка основных тонов);
2) опись (контур);
3) пробела — высветление одежд, зданий, горок и пр.;
4) охрение — высветление ликов и волос с последующей их обработкой (подрумянкой, притенениями и пр.);
5) нанесение ассиста.

Когда рисунок готов, икона, как говорят иконописцы, «раскрывается». Раскрыть икону — значит, заложить основные тона. В иконописи используется натуральная темпера. Краски изготавливают из натуральных пигментов, которые растираются на яичной имульсии. Натуральная желтковая темпера — самая надежная в отношении прочности краска. Краски, приготовленные на желтковой эмульсии, особенно краски земляные (натуральные), с годами и веками не выгорают, а лишь крепнут. Некоторые краски по своему минеральному составу близки к глиноземам: охра желтая, охра красная, умбры. Они дают разные оттенки желтого и коричневого. Красная киноварь имеет ртутную основу и требует осторожности в использовании. Особенно красивый синий цвет дает полудрагоценный камень лазурит. Из-за своей ценности эти пигменты не всегда доступны, поэтому современные иконописцы используют синтетические сухие пигменты.

Кроме основных цветов, иконопись традиционно хранит четыре названия смешанных тонов.
Санкирь — тон, употребляемый для ликов и тела вообще как основной тон. Состоит из охры светлой, охры красной (или сиены жженой) и зеленого пигмента. Санкирь должен быть смешан так, чтобы в готовом виде это была самостоятельная краска, в которой не должны проглядывать отдельные краски. Он делается или «в красноту», или «в зелень». Если общий тон иконы холодный, санкирь готовят «в красноту», и наоборот.
Ревть состоит из черной охры и белил — серый тон разной светлоты.
Дичь — сиреневый тон различных оттенков.
Багор — красный тон различных оттенков.

Необходимо помнить, что каждая икона имеет свой особый целостный колорит. Ни репродукция ни фотография не могут его передать. Чтобы почувствовать красоту цветового решения иконы надо увидеть ее непосредственно «в живую» в храме или музее.
После того как икона «раскрыта», по едва просвечивающейся под тоном прориси прописываются все лики и контуры рисунка. Этот процесс в иконописи носит название «росписи» или «описи».
Красота линии зависит от изящества ее вибрации, различной насыщенности и ритмической плавности. Ритмом в иконе называется искусство проведения линии определенного размера, определенной силы, на определенном месте и в определенном направлении. Чувство иконописного ритма развивается путем наблюдений.
После росписи по одеждам искусно наносятся пробела — высветления по выпуклым местам фигуры. Пробела разделываются 2–3 раза, каждый раз сокращаясь в площади. Их первый тон лишь немного светлее основного тона, второй значительно светлее и меньше по площади, наконец, третий — самые светлые черточки, которыми отмечают наиболее выступающие места складок.


Пробелами высветляют не только одежды, но и горки, и постройки, которым на языке иконописи усвоено название «палаток», и деревья.
Основной цвет телесных частей в иконе — санкирь закладывается при общем раскрытии всего изображения. Высветления же санкиря называются плавью или охрением, а по старой терминологии вохрением, поскольку охры в древности назывались вохрами.
Асист. Но на практике в иконописной технике ассистом называется разделка лепным золотом различных узоров. Ассистом расписываются одежды Богомладенца Христа на Богородичных иконах, чем указывается на Его безначальное Божественное естество. Часто расписываются ассистом крылья Ангелов, престолы, седалища, царские и княжеские (под парчу) одежды и другие детали.


Олифление
Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла — олифой, что изолирует живопись от влаги и других вредных воздействий воздуха.

>>ВВЕРХ>>